Юридические услуги в сфере экологии
8 (951) 850-91-83

Контактный телефон

Подводные камни в процедуре проведения аукционов
30.10.2020 В предыдущем номере мы разбирали с Вами вопрос о начале процедуры проведения торгов, говорили о порядке и нюансах исчисления подлежащих уплате платежей на стадии проведения аукциона. В сегодняшней рубрике продолжим тему проведения аукционов. Поскольку каждая тема выстрадана автором на практике, я имею возможность описывать то что возникает в реальности не отвлекаясь на теорию. И так, уважаемые читали, начнем.
Уже размещено извещение о проведении аукциона, проанализированы размеры сбора за участие в аукционе и минимального (стартового) размера разового платежа, установлено их соответствие законодательству и самое время приступить к подготовки заявочного материала. Заявочный материал по «правилам хорошего тона» должен готовится как минимум от двух компаний, в противном случае наличие одной заявки может породить трудности и риски связанные с тем что аукцион будет признан несостоявшимся.
Структура нормативно-правовых актов устанавливающих порядок подготовки, подачи и рассмотрение уполномоченным органом заявочного материала состоит из Закона «О недрах», который устанавливает общие требования и административных регламентов либо Роснедра (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 декабря 2017 г. N 698 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами») либо уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.
Содержание заявочного материала в принципе идентично вне зависимости от того кто проводит аукцион субъект РФ или территориальный отдел Федерального агентства по недропользованию. Однако представление о достаточности необходимого набора документов у уполномоченных органов резко отличаются.
Статья 14 Закона «О недрах» устанавливает, что заявитель в обязательном порядке должен предоставить документы доказывающие финансовую, кадров и техническую состоятельность, в противном случае в приеме заявки будет отказано.
Не вызывает каких либо трудностей в комплектности учредительных документов, доверенностей и прочих очевидных документов. Наибольшую трудность вызывают документы призванные доказать организатор аукциона финансовую и техническую состоятельность.
Во всех без исключения регламентах и правилах проведения аукционов указано на необходимость предоставления документов:
по обоснованию наличия квалифицированных специалистов и технических средств, необходимых для элективного и безопасного проведения работка участке недр
перечень собственных квалифицированных специалистов, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для проведения работ на участке недр (в случае, если проведение отдельных видов работ на участке недр планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц);
перечень собственных технических средств и оборудования, а также технических средств и оборудования юридических и физических лиц, привлекаемых для проведения работ на участке недр (в случае, если проведение отдельных видов работ на участке недр планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц);
копии договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для проведения работ на участке недр (в случае, если проведение отдельных видов работ на участке недр планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц).
по обоснованию наличия финансовой состоятельности заявителя
копия бухгалтерского баланса заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий году подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии или с приложением квитанции о приеме бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговым органом (в случае направления бухгалтерской отчетности в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи);
справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, и остатке денежных средств на счетах заявителя;
договоры (копии договоров) займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки (в случае привлечения финансовых средств);
И тут, на стадии подготовки документов по обосновании технической и финансовой возможности и их оценки уполномоченным органом возникают трудности. Допустим, Вы к заявке прикладываете ПСМ на бульдозер и экскаватор, которые в полной мере подтверждают Ваше право собственности на него, но получаете отказ в связи с не предоставлением договоров на основании которых приобрели технику или предоставляете договор лизинга на технику, но все равно получаете отказ так не предоставили либо документы подтверждающие оплату согласно графика платежей либо потому что не предоставили правила лизингодателя по конкретному виду лизинга либо предоставили штатное расписание с указание машинистов, но не приложили документы подтверждающие право управления спец техникой либо количество машинистов меньше чем единиц спецтехники (то что один человек может работать на двух единицах и одновременная их работа не всегда обязательна никого интересовать не может).
При обосновании финансовой состоятельности Вы предоставляете выписку с расчетного счета, в которой указано что на счете имеется достаточная сумма, но не прикладываете бухгалтерский баланс или наооборот приложили баланс в котором указано на наличие значительных чистых активов, но не предоставляете справку из банка или договора займа во всех из этих случаев заявитель может получить отказ в предоставлении государственной услуги.
Тут нужно отдать должное некоторым регионам, которые в своих регламентах перечисляют все вышеуказанные документы через соединительный союз «или», в Ростовской области, например можно предоставлять гарантийные письма вместо всех иных документов, что позволяет сделать вывод о заботе региональных властей о развитии отрасли и о поиске причин выдать лицензию, а не причин в выдаче отказать.
Возникает вопрос, насколько законным является отказ организатора аукциона в предоставлении государственной услуги в условиях когда по техническим возможностям предоставлены ПСМ, в которых отражена информация о собственнике, но не предоставлены какие либо иные второстепенные документы либо зачем уполномоченному органу для подтверждения финансового состояния бухгалтерский баланс когда имеется выписка из банка. Да и вообще к заявке прилагается бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату, т.е. отражающий финансовую устойчивость по состоянию на декабрь прошедшего года. В принципе и выписка с расчетного счета свидетельствует только лишь о том, что на данный момент времени на счете заявителя имеются денежные средства и вовсе не факт, что на момент предоставления справки организатору аукциона они уже не списаны со счета.
Все это похоже на какую то игру, но что делать если сославшись на одно из перечисленных выше оснований отказали в предоставлении государственной услуги? Можно ли защитить свои права на участие в аукционе на получение лицензии на право пользование недрами?
Судебная практика имеет положительные примеры рассмотрения подобных споров. В ходе рассмотрения споров суды устанавливают такое значимое обстоятельство по делу - имел ли возможность организатор торгов установить техническую и финансовую состоятельность на основании представленных документов или без бухгалтерского баланса или договора лизинга сделать такой вывод не представляется возможным. Оспаривание отказа в допуске к участию в аукционе может быть как предметом самостоятельных требований так и составной частью общей позиции об оспаривании результатов аукциона. По мнению автора обращаться с отдельными требованиями стоит лишь для целей принятия обеспечительных мер в виде недопущения выдачи лицензии по результатам прошедшего без Вашего участия аукциона. В остальных случаях лучше оспаривать итоги уже состоявшегося или несостоявшегося (то что аукцион не состоялся тоже является результатам проведения аукциона и может быть оспорен, при условии нарушения прав истца) аукциона.
Еще одним интересным моментом при проведении аукционов является указание в некоторых региональных административных регламентах на возможность выдачи лицензии единственному участнику аукциона если аукцион признан несостоявшимся по причине допуска только одного кандидата. Такое право Департамента природных ресурсов и экологии прописано, например в законодательстве Воронежской области.
В соответствии с ч. 8 ст. 13.1 Закона о недрах положения о возможности заключении договора с единственным участником применяются при проведении торгов в форме конкурса на право пользования недрами, но никак не аукциона.
Законодательством, регулирующим процедуру проведения аукционов на право пользования недрами, не предусмотрена возможность предоставления такого права в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине допуска к участию в аукционе только одного заявителя, так как обратное не согласуется с принципом состязательности, выражающимся в предложении участниками наибольшего размера разового платежа, которое можно осуществить только путем проведения аукционных процедур с поднятием флажков.
Сказанное в полной мере соответствует и статье 10.1 Закона «О недрах», где не предусмотрено предоставление лицензии на пользование недрами с правом на добычу без проведения аукциона (признания его несостоявшимся).
Распоряжение фондом недр вопреки описанному выше, помимо ущерба для бюджета, нарушает еще и права заявителя, чья заявка была отклонена, поскольку в условиях признания аукциона несостоявшимся он лишается возможности повторно обратиться с заявкой на инициирование аукциона и участия в нем, т.е. реализовать гарантированное Законом «О недрах» право на получение на законных основаниях в пользование интересующего его участка недр.

Возврат к списку