Услуги в сфере недропользования
8 (951) 850-91-83

Контактный телефон

Изменение годовых объемов добычи
21.10.2018

Изменение годовых объемов добычи полезного ископаемого


Вступление: «В условиях пользования недрами указывается ежегодный объем добычи полезного ископаемого, который, с учетом утвержденных запасов, определят срок действия лицензии. Сроки действия лицензии, а также годовой объем добычи тесно связаны с техническим проектом на разработку участка недр. С последним, в свою очередь, тесно связаны планы горных работ. Таким образом, изменение годового объема добычи повлечет необходимость внесения изменений в техническую документацию и условия пользования недрами.» Примерно такую логику мы можем услышать от должностных лиц лицензирующего органа. Случаются ситуации, при которых Вам отказывают в продлении лицензии, ссылаясь на нарушение условий лицензии, а именно не изменение объемов добычи в период действия лицензии (добывали меньше или больше чем это установлено приложениями к лицензии на добычу полезных ископаемых)

Насколько это нормативно обоснованно постараемся разобраться.

Условия анализа. Ниже будет выражена исключительно мое личное мнение, которое не претендует на статус «истины в первой инстанции», но которое неоднократно было предметом рассмотрения судами и имеется положительная практика. Также в целях избегания конфликтов с органами государственной власти я все же рекомендую не конфликтовать и вносить изменения в годовой объем добычи.


Анализ. Требования о соблюдении объемов полезного ископаемого содержаться в таких Федеральных законах как «О недрах» и «Об охране окружающей среды». В ФЗ «О недрах» в частности сказано, что в лицензию в обязательном порядке должно быть включено условие об объеме добыче, далее в этом законе сказано, что изменение условий лицензии осуществляется по согласованию с органом государственной власти (террорган Роснедра или региональным Департаментом, Министерством и прочее). 

Казалось бы, поскольку объем добываемого полезного ископаемого является составной частью лицензии то при его изменении все таки нужно обращаться в лицензирующий орган. Но…

Помимо ежегодных объемов, уполномоченные органы указывают в лицензии еще и такой объем как общее количество полезного ископаемого которое можно добыть (поставленный на государственный баланс по данному участку недр и числящийся за конкретным недропользователем, например 376 тысяч кубических метров песка). Общее количество полезного ископаемого не при каких обстоятельствах нельзя превышать пока не узаконите вновь выявленные, в ходе оперативного геологического изучения, залежи полезного ископаемого и не поставите их на баланс.  

Так как ограничение по количеству возможной добычи является неким ограничением хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, оно должно иметь своей целью охрану значимых для общества и государства интересов, исчерпывающий перечень которых содержится в Гражданском Кодексе (безопасность государства, жизнь и здоровье людей, окружающая среда и прочее). 

Так на защиту каких же интересов направлены требования о недопустимости  изменения обоих видов объемов добычи.


Общий объем добычи полезного ископаемого – требование о недопустимости превышения или уменьшения общего объема добытого полезного ископаемого является важным и в первую очередь нацелено на обеспечение главного принципа в недропользовании – рациональное использование недр. Названный принцип призван обеспечить и экономическую безопасность государства и безопасность ведения работ. Так добыча вновь выявленного полезного ископаемого, но не поставленного на государственный баланс, без проведения государственных экспертиз и оценок воздействия на окружающую среду, без изучения геологических характеристик залегания может привести к человеческим жертвам, добыче полезного ископаемого и последующей реализации качество которого существенно ниже декларируемого, уклонение от уплаты НДПИ и прочее. Добыча же не всего объема полезного ископаемого и оставление его в карьере может повлечь порчу и(или) сделать его не пригодным для использования в будущем. 

Подобные интересы, обоснованно подлежат охране со стороны государства и их охрана имеют под собой логическое обоснование.


Годовой объем добычи полезного ископаемого – его изменение, если это не влечет за собой нарушения технологии добычи не может создать какой либо угрозы. Такие последствия как полная отработка участка недр в сроки более ранние чем это указано в лицензии само по себе не является общественно опасным сиянием и не может быть признано нарушением Само по себе согласование в приложениях к лицензии необходимость изменения годовых объемов, в условиях когда ни к чему отрицательному это не приводит не должно ограничивать предпринимательскую деятельность недропользователя, в противном случае это не согласуется с нормами Гражданского Кодекса (при условии, что речь идет о соглашении) или Конституции (если речь идет об условиях пользования) и уж тем более не может служить способом оказания давления на недропользователя.  

Таким образом, требование о соблюдении ежегодных объемов добычи в большинстве случаев нормативно не обоснованы.     




Возврат к списку