Услуги в сфере недропользования
8 (951) 850-91-83

Контактный телефон

Досрочное прекращение права пользования недрами
11.06.2019
      Закон "О недрах" предусматривает возможность досрочного прекращения права пользования недрами в установленных им случаях. К числу наиболее распространенных оснований досрочного прекращения относится:
- существенное нарушение условий пользования недрами;
- систематическое нарушение условий пользования недрами;
- нарушение порядка сдачи статистической отчетности (несдача или сдача с нарушением срока).

      Всегда когда действие лицензии прекращается принудительно, недропользователь сталкивается с одними и теми же вопросами "что делать при досрочном прекращении права пользования недрами?" "как оспорить досрочное прекращение права пользования недрами?". Несмотря на то, что каждый случай индивидуален попробуем разобрать общие правила поведения пользователя недр при выстраивании защиты и то на что следует обратить особое внимание.
     
      Принудительное прекращение лицензии на пользование недрами уполномоченный орган, в большинстве случаев, обосновывает наличием нарушений - это первое на что следует обратить особое внимание! Дело в том, что процесс выявления нарушения является не произвольным мероприятием, а достаточно подробно урегулированной процедурой, соблюдение которой является гарантией защищенности прав недропользователей. Нарушение должно быть установлено в ходе проведения проверки (плановой или внеплановой, выездной или документарной) либо в результате рейдовых мероприятий. Если проанализировать судебную практику по вопросу порядка обнаружения нарушений условий пользования недрами, то станет очевидным что большенство судов склоняется в пользу необходимости проведения проверок. В реальной же жизни уполномоченный орган может начать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами "на пустом месте", просто из-за того что Ваше лицензионное дело располагалось в шкафу ближе/удобнее к сотруднику уполномоченного органа, либо обложка дела была ярче других и т.д. Следует изучить последовательность действий лицензирующего органа и проверить их на соответствие законодательству и внутренним регламентам. 

     Досрочное прекращение возможно только в случае если недропользователю предоставлялось время на устранение выявленных нарушений, но они не были устранены - это второе и третье на что следует обратить внимание. Необходимо выяснить, а направлялось ли Вам решение о приостановлении действия лицензии и какие именно там перечислены нарушения. Если лицензия на право пользование недрами была досрочно прекращена без предшествующего решения о ее приостановлении, то это грубейшее нарушение. Если в решении о приостановлении права пользования недрами перечислены одни нарушения, а в решении о досрочном прекращении другие, то Вы также имеете дело с грубыми нарушениями со стороны контрольного органа. Как было указано в начале абзаца досрочное прекращение возможно в случае если недропользователь не устранил выявленные нарушения, это означает обязанность контроль органа прежде чем принимать решение о досрочном прекращении удостоверится в неустранении пользователем недр указанных в решении о приостановлении права пользования недрами, т.е. должна быть проведена проверка. 

     Большую роль в соблюдении законности при инициировании и исполнении административной процедуры играют внутренние административные регламенты контролирующих органов, в которых пошагово прописаны действия и хронология их совершения. О важности административных регламентов при досрочном прекращении права пользования недрами неоднократно высказывался Конституционный суд РФ.

       Далее необходимо изучить насколько допущенные нарушения являются существенными и/или являются ли они систематическими. Как правило существенные нарушения условий пользования недрами перечислены в одной из глав таких условий и суды ориентируются именно на эту главу при оценки существенности выявленного нарушения, но не каждое условие включенное в главу "Существенные условия" является по настоящему существенным. Необходимо понимать, что прекращение хозяйственной деятельности компании является крайней мерой, которая влечет за собой такие последствия как уменьшение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, социальную напряженность, а в некоторых случаях и торможение реализации различных проектов (так допустим, если в проекте на строительство трассы заложен песок или камень с определенного участка недр, то его закрытие может повлечь изменение проекта) и допустимо лишь в условиях когда вред от продолжения добычи с выявленными нарушениями перекроет все перечисленные последствия. Таким образом, каждое нарушение необходимо оценивать с точки зрения его опасности, ведь простое включение того или иного нарушения в главу "существенные условия" не могут его сделать автоматически опасным. При оценки систематичности нарушения следует выяснить каким образом были (и были ли вообще) зафиксированы предыдущие нарушения.

     В данной статье я постарался описать основные мероприятия которые необходимо осуществить недропользователю при принятии в отношении него решения о досрочном прекращении права пользования недрами. Также я хочу повториться, что каждый случай уникальный и для какого то достаточно будет положить в основу своей защиты то что указано выше, а для каких то потребуется дополнительная проработка. Одно можно сказать с уверенностью - всегда оспаривайте действия лицензирующих органов по прекращению права на добычу полезных ископаемых!

 


Возврат к списку